В данной статье рассмотрена оптимальная структура финансовой службы, а так же описаны функции и задачи отдельных элементов данной структуры.
Анализ действующей работы Финансовой службы необходимо проводить в разрезе протекающих внутри неё процессов и циклов.
Основные циклы и процессы следующие:
1) Цикл расходов;
2) Процессы анализа финансово-хозяйственной деятельности, в том числе инвестиционных проектов на всех этапах;
3) Процессы бюджетирования и финансового планирования в целом, в том числе контроль за их исполнением;
4) Процессы контроля качества ведения бухгалтерского, управленческого, налогового, статистического учета, своевременность и достоверность формирования отчетности.
Все процессы тесно между собой взаимоувязаны.
Проблемы |
Предложения |
- руководство вынуждено получать информацию во многих отделах, т.к. нет единой систематизированной базы информации.
- сложность и неточность информационных потоков |
Информационные потоки должны быть по возможности наиболее простыми, точными и доступными, разработка единой систематизированной базы информации по ряду родственных процессов на предприятии. |
- Отсутствие должного программного обеспечения (информационных управленческих систем), что во многом увеличивает трудоёмкость работы финансового отдела и бухгалтерии и делает систему не гибкой в целом. ФС загружена текущей работой (основное время на обсуждение и поиск методик сбора и обработки информации и причин расхождения в показателях, а не на принятие стратегических решений). | Усовершенствование старых или введение новых ИСУ, в целях минимизации трудозатрат. |
- Финансовый директор исполняет почти все функции, а когда один человек выполняет одновременно более 10 задач способность достичь качественных результатов значимо уменьшается. | Необходимость делегировать часть обязанностей и полномочий экономисту, к примеру, функции планового отдела. |
Полномочия и обязанности:
- есть вероятность в упущениях каких либо процессов или их выполнение с рядом недостатков вследствие возможной неопределённости в разделении обязанностей, полномочий и ответственности; - иногда однородные задачи выполняются отделами не одновременно и несогласованно. |
Чёткое разграничение обязанностей и полномочий между отдельными работниками, отделами и подразделениями. |
Отсутствие методологии деятельности ФС, что делает упущения в выполнении ряда функции и задач. |
Разработка чёткой методологии выполнения бизнес-процессов: перечня и форм отчётов для руководства, планирования, разработка инвестиционных проектов, бизнес планов, стандартизация форм документов, установление ответственных лиц за процессы с соответствующими полномочиями и обязанностями, стандартизация и чёткость в работе в целом.
NB! В целях недопущения бюрократизации ФС методологии должны быть информационно незагруженными, по возможности простыми, но точными. |
Финансовому директору подведомственны: отдел учёта (бухгалтерия), финансовый отдел, отдел планирования.
Описание должностных обязанностей финансового директора
1) основные обязанности:
- принимает полную ответственность за финансовую функцию;
- устанавливает финансовую политику и вырабатывает цели;
- следит за финансовыми итогами работы;
2) Ключевые задачи:
- руководит операциями бухгалтерского, финансового, и планового отдела;
- разрабатывает и внедряет эффективные процессы управления оборотным капиталом, планирования и управленческой отчётности;
- поддерживает отношения с банками и финансовыми учреждениями, договаривается о финансировании с минимальными затратами;
- отчитывается перед акционерами;
- обеспечивает соблюдение всех требований к отчётности и налогам;
- принимает и формирует профессиональные кадры;
Финансовый отдел:
- управлять кредиторской задолженностью, в рамках накладных расходов;
- своевременно проводить проплату через банки;
- контролировать краткосрочное управление средствами с помощью составления бюджетов денежных средств;
- анализировать ликвидность предприятия;
- определять потребность в оборотных средствах, получать банковские кредиты (в случае необходимости);
- анализировать возможности для инвестиций и продаж активов;
- проводить иной финансовый анализ для содействия принятию решений руководством;
Плановый отдел:
- разрабатывает прогнозные планы торговой деятельности совместно с отделом сбыта, центрами ответственности и инженерными отделами;
- разрабатывает годовые бюджеты и утверждает бюджеты отделений, отделов и подразделений предприятия;
- готовит информацию о ценообразовании (совместно с другими отделами);
- совместно с финансовым отделом разрабатывает инвестиционные меморандумы, бизнес планы, предложения и прочие внешние документы (принимает на себя окончательную ответственность);
- оценивает расходы на поддержание социальной сферы;
- отчёт о движении денежных средств;
- отчёты об использовании прибыли;
- комплексный анализ ФХД.