Крупные организации, имеющие несколько финансово самостоятельных подразделений (Центров финансовой ответственности – ЦФО) сталкиваются с проблемой организацией, контроля, планирования движения денежных средств. Контроль оплат в том числе помимо бюджетирования выполняет функцию контроля, только в отличие от второго системы оперативного управления позволяют контролировать расходы до совершения хозяйственного факта, что позволяет пресечь внеплановые затраты и платежи.
Основные этапы постановки оперативной системы управления финансами:
Рассмотренная ниже логика предусматривает наиболее часто встречающееся одновременное сочетание систем бюджетирования и оперативного управления денежных средств.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:
1) Документы от ЦФО должны поступить в финансовую службу в течение 3 дней с момента акцептования счёта, ответственность несёт руководитель ЦФО. Ответственность за заполнение карточки несёт руководитель ЦФО, в зависимости от того куму поступил счёт от контрагента.
2) ЦФО должен сопроводить счёт необходимой информацией посредством заполнения карточки:
3) Процессы внутри бухгалтерии, за исключением оплаты или возникновения каких либо несоответствий, должны быть совершены в 3-х дневный срок, в зависимости от срочности и значимости платежа. Ответственность несут руководитель департамента учёта. Поступивший счёт проверяется на соответствие нормативным актам, возникшие вопросы решаются с ЦФО и прочими лицами.
4) В карточке указывается дата факта расхода, в соответствии с чем по бюджету высчитывается лимит по данному виду расходов (укрупнённая или детализированная строка). Это осуществляется как на местах, так и в бухгалтерии при проверке счётов. После этого присваивается номер платежу: ХХ-ХХ-ХХХ (год, неделя, порядковый номер счёта за недёлю) и вписывается на карточку.
5) Далее все собранные и утверждённые бухгалтерией в соответствии с 3) и 4) счета аккумулируются в реестре заявок.
Лимитные суммы достаточно утвердить бухгалтеру, т.к. бюджеты единожды утверждены - это позволит снизить трудоёмкость процесса и установить контроль за расходами. Что свыше лимита идёт на рассмотрение Главному Бухгалтеру (или Финансовому Директору) и Генеральному Директору в установленных лимитах (к примеру, что выше 5 т.р. на рассмотрение ГД, остальное ГБ).
Реестр предлагается утверждать в понедельник, среду и в пятницу (вместе с планом платежей на следующую неделю).
6) Утверждённые суммы по Реестру попадают на оплату в Платёжный календарь. Процесс планирования и составления Платёжного календаря описан отдельно. В момент наступления даты платежа счёт оплачивается. После совершения всех бухгалтерских операций первичная документация и Реестр заявок попадает в архив.